В 90-е годы романы об Анжелике — маркизе ангелов занимали целые полки в российских квартирах. Сага о прекрасной француженке стала для многих российских читателей энциклопедией французской жизни XVII века и во многом сформировала образ галантной Франции, о которой так приятно мечтать.
Анн Голон изъясняется на изысканном литературном французском, носит короткую стрижку, пишет перьевой ручкой и готовит к изданию последний том приключений Анжелики в залитой солнцем квартире в Лозанне. Такой предстаёт автор культовой саги о Франции XVII века в видеорепортаже, снятом швейцарским телевидением в конце нулевых. «Зачем вы вновь взялись за перо?» — спрашивает журналист эту почтенную даму, возраст которой приближается к 90. «Потому что долгие годы мне не давали этого делать!» — восклицает она.
Анн Голон написала тринадцать мировых бестселлеров о жизни женщины во Франции эпохи Людовика XIV. Её же собственная биография могла бы стать романом о жизни женщины во Франции XX века. Писательница — как и её великолепная героиня — вынуждена была постоянно отстаивать свои права в борьбе с убеждёнными ретроградами и бессовестными коммерсантами.
Версаль как источник вдохновения
Анн Голон — которую на самом деле звали Симона Шанжё — родилась в 1921 году в Тулоне, юность провела в Версале, после войны работала журналисткой, опубликовала несколько романов. Во время командировки в Конго она познакомилась со своим будущим мужем Всеволодом Голубиновым — геологом, сыном российского консула в Исфахане, эмигрантом, бежавшим из охваченной революцией России в Париж. Вернувшись во Францию, Симона задумывает большой исторический роман. Её вдохновляет пример «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл. «Митчелл доказала, что главная героиня-женщина может сделать историческое повествование динамичным и интересным», — говорила Голон. Сама она решает поместить свою героиню в XVII век. Во-первых, тот исторический период был очень плохо изучен. А во-вторых, совсем рядом находился Версальский дворец, резиденция «короля-солнца». И библиотека с бесценными историческими документами.
Один автор или два?
Симона проводит там многие часы за работой. В исследованиях ей помогает супруг. Романы Голон — настоящая историческая энциклопедия со множеством точных и выверенных сведений о жизни французского общества XVII века. В книгах много страниц посвящено истории фронды — серии антиправительственных бунтов. В деталях описывается жизнь придворной аристократии, провинциального дворянства, криминального мира и знаменитого Двора чудес. При этом исторические сведения искусно вплетены в ткань романов и нисколько не затягивают повествование. Симона пишет легко и с удовольствием. Однако когда первый роман окончен, издатель требует поставить на обложку мужское имя. «Мне сказали, что никто не поверит, что женщина могла написать исторический роман», — рассказывала Симона в поздних интервью. Ей предложили подписать произведение именем мужа, который к тому времени уже опубликовал свои мемуары под псевдонимом Серж Голон. «Но хотя бы поставьте её имя рядом! Ведь эти книги пишет моя жена!» — воскликнул Голубинов. Так появился псевдоним «Анн и Серж Голон».
Мировой бестселлер
Книга имела грандиозный успех. Первое издание вышло в Германии в 1956 году. Второе — во Франции в 1957-м, а третье – в США в 1958-м. Сагу об Анжелике перевели на тридцать языков, и она стала одним из самых значительных издательских успехов XX века. В 1964 году опубликованные семь томов прочли 65 миллионов человек. Только в России в начале 90-х было продано порядка 16 миллионов экземпляров! Популярности Анжелики во всём мире способствовал знаменитый фильм Бернара Бордери «Анжелика, маркиза ангелов», вышедший в 1964 году, с Мишель Мерсье в главной роли. Сама Анн Голон к фильму отнеслась очень сдержанно. Она упрекала сценаристов за отказ читать историческую литературу, в которую погружалась сама для написания книги. По мнению писательницы, режиссёр упростил образ Анжелики, сделав из неё женщину свободных нравов, а не отважную героиню, которая борется за право самой решать, как ей распоряжаться своей жизнью.
Бедность, забвение – и победа
Кроме того, писательница лишь в очень малой степени могла пожинать плоды своего труда. Роялти, которые она получала с продажи книг, были неприлично скромны и совершенно не соответствовали гигантским цифрам продаж по всему миру. Ситуация только ухудшилась, когда в 1972 году скончался Всеволод Голубинов. Симона осталась одна с четырьмя детьми. В 1985 году она выпускает тринадцатый роман из серии об Анжелике. Однако публика встречает его равнодушно. К этому времени многие и не знают, что «Анжелика» — это не только фильм, который регулярно показывают по французскому телевидению, но и историческая сага, по увлекательности сравнимая с романами Дюма.
Те годы проходят для Симоны и её детей в бедности и забвении. Всё меняется в 90-е с приходом интернета. Симона осознаёт, что её книги продаются огромными тиражами во многих странах. Оказывается, у неё есть поклонники по всему миру. Она предъявляет претензии издательству «Ашетт», которое издаёт «Анжелику». «В ответ меня обозвали старой сумасшедшей», — вспоминает она. Симона решается на судебный процесс. Ей понадобится четырнадцать лет, чтобы вновь обрести права на издание собственных произведений. Симоне также присуждается небольшая компенсация, но миллиардные прибыли оказываются упущенными навсегда. Однако писательница не отчаивается, а берётся за дело. Именно в этот момент жизни её застаёт камера швейцарского телевидения. Писательница решает переиздать всю сагу об Анжелике. Она редактирует и дополняет свои романы, вставляя фрагменты о женской сексуальности, которые в прошлом веке издатели сочли неуместными и никому не интересными.
Анн Голон удастся завершить дело своей жизни: «Неукротимая Анжелика» выйдет в её редактуре незадолго до смерти в 2017 году в возрасте 95 лет. И отныне на обложке будет стоять только её имя.
Comments