top of page
Фото автораМарина Стариченко

Как написать незабываемую кульминацию?




У каждого читателя хотя бы раз в жизни наступал такой момент, когда он откладывал книгу, которую только что читал, и ошеломленно выдыхал: «Вот это да!» Так происходит, когда кульминация истории настолько потрясающая, что ее невозможно осознать и переварить сразу. Таких историй мало и встречаются они редко, но когда встречаются – остаются в наших умах надолго.

Пытаться написать такую кульминацию – дело сложное и рискованное. Это как в экстремальном виде спорта: между отвагой и безрассудством очень тонкая грань.


Но для тех бесстрашных, кто готов решиться на эту смелую попытку, данная статья раскроет приемы, которые используют опытные авторы для написания головокружительных кульминаций, и даст советы, как реализовать их самостоятельно.


Должна ли кульминация обязательно находиться в конце?


Нет, но ей стоит быть именно там. Кульминация – это самый захватывающий, потрясающий, поразительный и удивительный момент в вашей истории. Это момент, когда интерес читателя к вашей истории окупается. Удовлетворение, порождаемое этим моментом, – это то чувство, с которым вы хотите оставить своего читателя.


В романе, где создаются и развиваются множество связей и сводятся воедино множество сюжетных элементов, конец – естественное обиталище кульминации. Это тот пункт, к которому у вас было больше всего времени подготовиться и который принесет вам больше всего пользы.


Говоря о том, что конец романа должен быть там же, где и кульминация истории, большинство авторов подразумевают как минимум еще один финальный акт или несколько заключительных глав. Но страшная правда заключается в том, что по-настоящему неординарная кульминация должна занимать буквально последние несколько страниц.


Не затягивайте


Независимо от того, что последует за кульминацией, вы будете скатываться вниз. Читатель уже не почувствует себя на той же высоте снова, и поэтому каждое следующее предложение будет хуже того, что они уже прочитали. Более того, дополнительная информация вторгнется в их впечатления и переживания и разбавит то мощное душевное волнение, которое должно оставаться максимально чистым.


Когда речь идет о кульминации, лучшее, что вы можете сделать – это взорвать всем мозг и сразу удрать. Как и во многих других аспектах писательского творчества, преграда, которая чаще всего встает на пути у этого приема – это эго автора. Закончить историю эмоциональной кульминацией часто означает, что Вы не можете оправдать или объяснить последствия. Вы не можете закрыть тему персонажей, и Вы не можете закончить историю приличным эпилогом.


В какой-то мере от этого страдают все писатели, и когда вы пишете кульминацию, существует прямая зависимость между вашим собственным удовлетворением и эмоциональной реакцией читателя. Чем больше событий после кульминации вы можете опустить, тем удивительнее становится кульминация.


Для этого нужно прописывать сюжет и персонажей таким образом, чтобы читатель знал, что произойдет после кульминации. Вас, конечно, все равно будет одолевать соблазн дописать что-то еще, но зная, что это не обязательно, вы с большей вероятностью сможете от этого воздержаться.


Роман Ирвина Уэлша “Дерьмо” кульминирует шокирующим актом насилия на глазах у единственного человека, который ни за что на свете не должен был это увидеть. На этом книга сразу же заканчивается, без упоминания какой-либо реакции, и все же читатель точно знает, какое опустошение за этим последует. Уэлш абсолютно ничего не теряет, опуская последствия, которые читатель уже сам себе может представить, вместо этого заканчивая историю по-настоящему сногсшибательным моментом.


Если персонажи раскрыты полностью и сюжетная линия не вызывает вопросов, то ценность кульминации читатель поймет и без ваших пояснений.


Попытка у вас всего одна


Кульминация – это самый экстремальный момент в вашем произведении, а не какой-то более или менее экстремальный где-то в районе финала.

У истории не может быть двух кульминаций, поэтому, если вы хотите поразить своего читателя, вам нужно убедиться, что финальный пик в вашем произведении действительно самый крутой.


Серия книг “Автостопом по Галактике” Дугласа Адамса полна остроумия, поистине незабываемых ситуаций и неожиданно черного юмора. Но, несмотря на множество невероятно потрясающих моментов, Адамс заканчивает серию настоящей, заслуживающей своего названия, кульминацией.


Пятая книга серии, “В основном безвредна”, (осторожно, спойлер!) заканчивается уничтожением Земли и весьма прозрачным намеком на гибель всех главных героев. Между осознанием того, что вот-вот произойдет, и тем, что всё уже кончено, едва ли есть пара абзацев.


Финал должен был быть резким, неожиданным и одновременно абсолютным, чтобы превзойти остальные части из серии, и Адамс создал такую кульминацию, которая разделила поклонников на сторонников и противников получившегося финала но, безусловно, глубоко потрясла читателей обеих сторон.


Напряженное ожидание или Полная неожиданность


Есть два способа придать финалу эффект кульминации. Во-первых, заставить абсолютно неожиданное событие возникнуть из ниоткуда, как это делает Адамс в книге “В основном безвредна”. И, хотя ведущее к подобному финалу неожиданное событие должно по-прежнему укладываться в логику сюжета, существует невероятная масса возможностей ошарашить аудиторию.

Мы постоянно видим такое в кино, когда к герою, который наконец-то наладил личную жизнь, где-то за кадром приближается автомобиль, который через пару мгновений собьет его насмерть. Вам же нужно еще тщательнее и осторожнее (чем в упомянутом примере) размещать намеки на шокирующий финал по ходу вашего повествования – Адамс разоблачает предстоящее уничтожение Земли, возвращаясь к отрывку из третьей книги серии “Автостопом по Галактике” – при этом продолжая до конца удерживать читателя в неведении.


На другой стороне медали не менее эффективный способ – использовать принципы саспенса, чтобы простроить грамотное длительное напряжение. Принудительный сброс накопленного по ходу повествования напряжения во время кульминации концентрирует все эмоциональные впечатления и переживания читателя на одном единственном моменте.


В «Версии Барни» Мордехай Рихлер на протяжении всего романа дразнит читателя неопределенностью: убил заглавный герой своего лучшего друга или нет? Сначала кажется, что точно убил, потом – что нет, и читатель колеблется между верой в то, что друг получил по заслугам, и отчаянным желанием, чтобы Барни оказался невиновным.


Читатели получают ответ только на последней странице, и вся их вера, надежда и беспокойство вложенные в вопрос сосредотачиваются на одной единственной строке ради изнурительно-эмоциональной кульминации.


Применяйте с осторожностью


Каждый из вышеперечисленных приемов может быть как эффективным, так и катастрофическим. И хотя завершение повествования на эмоциональном пике – это выдающееся мастерство, вам следует убедиться, что читатели поймут, что произойдет после, в противном случае они уйдут, чувствуя себя сбитыми с толку и обманутыми.


Более того, не в каждой истории самый важный и значимый момент должен происходить на поздних этапах, и неожиданный финал, если он сделан плохо, может выглядеть наспех слепленным и кое-как ко всему остальному пристегнутым.


Без большого риска не бывает больших наград, но если вы сможете освоить кульминационный финал, то вы будете писать книги из разряда тех, что люди с восторгом и энтузиазмом рекомендуют своим знакомым и друзьям.

16 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page