Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».
Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.
Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.
Как появляются идеи
1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.
На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.
Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».
2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.
Причем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.
3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.
Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.
Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу
А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.
Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?
И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».
Идеи любят новый опыт
Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…
Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.
Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.
Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.
Поиск идей для книги внутри себя
Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?
Что делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда.
Реалистический подход к поиску идей для книги
«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.
Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.
Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.
А во-вторых, действуйте по плану.
1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.
Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.
Но самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.
Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?
Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь? И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.
Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты. Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.
Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.
Comments